О резюме
Виды резюме
Мыслим нешаблонно
Виртуальное резюме
Правила составления
Личная информация
Нет высшего образования
За 40
Структура резюме
Персональные данные
Сопроводительное письмо
Готовы переехать
Если мало опыта
Чего следует избегать
Почему не работают?
Рассылка резюме
Агентства
Примеры резюме
Резюме менеджера
Оформление
Шаблоны
 
Персональные данные и контактная информация

Как в России, так и на Западе, в этом разделе указываются:

- фамилия, имя и отчество соискателя
- дата рождения
- контактные данные: телефон, e-mail, факс и другие средства связи.

В этом разделе (по желанию) можно указать семейное положение, уровень ожидаемого дохода.

Продумайте заранее возможность обратной связи, ведь от этого зависит ваш успех в условиях конкуренции на рынке труда. Представьте: перед секретарем фирмы лежит список претендентов, отобранных по результатам сортировки резюме, и по этому списку он методично обзванивает всех претендентов.

Если в течение одного дня вы не сумеете подтвердить свое участие в собеседовании, то окажетесь не у дел — вас опередит более расторопный конкурент. Здорово, если у вас есть домашний телефон, факс, автоответчик, электронная почта, пейджер и мобильник. А если нет? Укажите номер контактного телефона — например, на работе у вашего знакомого, или автоответчика у него дома. Поскольку большинство приглашений на собеседование поступает с утра, проверять автоответчик лучше в обед: таким образом вы успеете до окончания рабочего дня сходить на собеседование.

И еще одно замечание — не указывайте в резюме номер служебного телефона. Во-первых, находясь на рабочем месте, вы, скорее всего, не сможете свободно разговаривать с нанимателем, а кроме того, скомпрометируете себя в глазах начальства. Важный и надежный канал связи — электронная почта. Во-первых, гораздо удобнее будет отправлять резюме по электронике (за час работы вы можете отправить свое резюме почти сотне работодателей), а во-вторых, работодателю удобнее таким образом отвечать, поскольку не нужно подстраиваться и тратить время на телефонные звонки. Указав в резюме адрес электронной почты, вы тем самым дадите понять, что обладаете навыками пользователя ПК, что повысит ваши шансы.

Цель

Самая распространенная ошибка в этом случае — несколько различных должностей в одном резюме. Соблазн велик, поэтому вы рассуждаете так: я хочу быть секретарем, но вдруг меня возьмут маркетинг–менеджером, или хоть кем-нибудь?

Запомните: не возьмут! У работодателя другая логика, он рассуждает примерно так: «Мне нужен маркетинг–менеджер, поэтому я буду искать маркетинг–менеджера, а тот, кто сам не знает, чего хочет, приглашу на собеседование в самую последнюю очередь».

Работодатели, как правило, с недоверием относятся к «универсалам», считая их людьми поверхностными. «Узкая» же специализация вызывает доверие. Поэтому, лучше, для каждой специальности составить индивидуальное резюме (с учетом специфики этой должности), а не перечислять их одной строкой.

Можно, правда, использовать и несколько расширенную формулировку, например, так:

Цель: претендую на должность менеджера. Хочу развиваться как специалист, умеющий зарабатывать деньги для компании.

Это именно тот единственный параграф, который может сразу привлечь внимание получателя вашего резюме и побудить его больше узнать о вас. Не пишите слишком много, будет лучше, если за его основу вы возьмете один из своих навыков и свяжете его с работой, которую вы хотите получить, что в свою очередь будет сигналом для работодателя, что вы подходите под требования для данной вакансии.

Опыт работы

Постарайтесь так изложить сведения в этом пункте, чтобы нанимателю стало ясно: вот самый лучший специалист, без него мой бизнес умрет.

Начните с вашего последнего места работы и продолжайте в обратном хронологическом порядке, указав такие сведения как наименование организации, название отдела или подразделения, должность, период работы. Чтобы выделить ваши обязанности и достижения, оформляйте их в виде списков. Это позволит получателю резюме быстро соотнести ваш опыт с требованиями, которые предъявляются к кандидатам.

Эта графа тоже не без проблем, наиболее частой из которых можно назвать «белые пятна» — временные и логические пробелы. К примеру, подробно указано, чем вы занимались в период с 2000 по 2002 и с 2003 по 2004 годы, а что произошло в 2002 – 2003 годах — нет. Подобные пробелы в биографии не укроются от взгляда опытного кадровика и наверняка станут причиной проблем . Поэтому заранее подготовьте вразумительные ответы на подобные вопросы во время собеседования.

Другая проблема — опыт работы. Дело в том, что большинство предложений работы требуют наличия опыта 3–5 лет. Многие соискатели не соответствуют этим требованиям по вполне очевидным причинам. Что делать?

Эту проблему вполне можно решить, грамотно расписав графу «Личные качества». Но прежде всего, не стоит пытаться обмануть работника отдела кадров: сведения, которые вы о себе сообщаете, легко проверить, а вот «грязная игра» сразу же определит результат собеседования. Опытный кадровик способен, задав 1–2 вопроса, разоблачить обман. Кроме того, отсутствие опыта обязательно проявится во время испытательного срока.

Образование

Заполнить эту графу не так просто, как может показаться на первый взгляд. Обычно используется стандартный подход: перечислить в обратной хронологической последовательности (то есть первым будет последнее, а последним — первое) все учебные заведения, курсы и тренинги, которые вы окончили. Если вы являетесь выпускником, укажите информацию о вашем образовании перед опытом работы.

Но эту схему нужно несколько модернизировать.

Попробуйте спрогнозировать потребности потенциального нанимателя и указать именно те учебные заведения, тренинги и курсы, которые наиболее полно соответствуют его запросам. Не соответствующие — лучше исключить (например, если вы ищете работу бухгалтера, излишне упоминать курсы официантов). Главное — полученное образование должно характеризовать вас как специалиста, отражать широкий кругозор и демонстрировать способность дополнить профессиональную деятельность новыми гранями.

Не забудьте похвалить себя любимого: особо подчеркните полученные в процессе образования высокие оценки, грамоты и благодарности. Будьте также готовы к тому, что работодатель может потребовать подтверждения предоставленных сведений — диплом или сертификат.

Навыки

Независимо от того, осознаете вы это или нет, за много лет вы успели приобрести множество различных навыков, некоторые из них более ощутимы, другие менее. Такие навыки как управление проектами или коммуникабельность должны быть подкреплены реальными примерами из вашего опыта.

В этом пункте обычно указывают умение использовать компьютерные программы, такие, как Microsoft Word, Excel, Access, Internet Explorer, электронная почта и др. При этом желательно указать уровень пользователя: начинающий, опытный пользователь, профессионал и др.

К особым преимуществам можно отнести навыки использования специализированных программ: компьютерной правовой системы «Лига: Закон», бухгалтерской системы «1С: Предприятие» и др.

Стоит также указать: умение управлять автомобилем, наличие водительских прав, категорию  и др. Некоторые навыки позволят вам приобрести больший вес в глазах работодателя, или работать в смежных отраслях: например, овладев навыками управления (менеджмент), вы можете из обычного секретаря превратиться в офис-менеджера, или же занять управленческую должность в компании.

Отдельным пунктом обычно упоминается знание иностранных языков, причем требуется указать уровень знаний (начальный, читаю со словарем, свободное владение языком или на бытовом уровне и т.д.).

Проанализируйте навыки, которые вы можете предложить нанимателю, чтобы наиболее полно реализовать свои преимущества и избежать некоторых ошибок. Запишите их на листочек, а затем распределите на три группы:

- полезные в работе (расширяющие ваши возможности как специалиста);
- дополнительные (которые непосредственно не относятся к функциональным обязанностям, но иногда могут помочь);
- бесполезные 

Первые две нужно проанализировать с точки зрения их реальной пользы. Если навыки первой группы безусловно необходимы для достижения успеха, то по поводу второго пункта стоит задуматься. Иногда очень соблазнительно добавить в список своих достоинств еще несколько строчек, но помните, что дополнительные навыки могут стать источником проблем, например, дополнительных обязанностей, которые не оплачиваются, пользу не приносят, зато сильно мешают основной работе. В результате этого загруженность повысится, что может стать причиной неудовлетворительного выполнения основных обязанностей.

Квалификация
В резюме для российских компаний указывает кратко, например: Опыт работы бухгалтером — 5 лет, главным бухгалтером — 2 года.

На Западе данный пункт в резюме прописывается более подробно: рядом с приобретенным навыком указывается так называемый experience. Измеряется он в годах. Например: RDBMS — 4,5 года, Oracle — 1,5 года, Sybase — 3 года. Все эти данные затем подтверждаются в графе Work experience (Опыт работы).

Фотография

Нужно ли сопровождать свое резюме фотографией? Вот еще вопрос! Конечно, нужно! Если Вы устраиваетесь на работу, в которой имеет значение внешность: пресс-секретарем, артистом варьете, официантом, моделью и так далее. Если же Вы хотите подчеркнуть свои деловые качества, делайте это без фотографии (кроме тех случаев, когда фото — условие нанимателя). Кроме того, примите к сведению, что фотография увеличит размер файла с резюме, в результате чего наниматель может его просто не получить (вспомните о качестве наших каналов связи).

Мотивация вполне понятна – всегда приятно видеть человека, с которым ведешь переписку, и уж тем более, если он претендует на то, чтобы стать вашим коллегой. Однако не всем удается справиться с этой задачей и, скажем так, использовать «правильную» фотографию.

Какими же критериями необходимо руководствоваться, чтобы выбрать фотографию для резюме? В данном случае, главное – это чувство меры. Ведь «неправильное» фото может сыграть злую шутку, и вместо того, чтобы повысить ваши шансы получить приглашение на собеседование, может значительно снизить их, если не полностью их лишить. Большинству эта проблема, наверное, покажется надуманной, однако некоторые соискатели так увлекаются выбором фотографии или не отдают себе отчета в том, что допустимо, а что нет, что местами перебарщивают с выбором.

Какие фотографии однозначно нельзя вставлять в свое резюме?

- Из отпуска: в солнцезащитных очках, на пляже, дереве и т.п., понятно, что вы получили массу удовольствия, нежась под жаркими лучами солнца в волнах прибоя, но, маловероятно, что такие подробности заинтересуют будущего работодателя. 

- С вечеринок: с алкоголем, в вечерних платьях, в окружении веселящихся друзей и т.д. В данном случае, вы рискуете произвести плохое впечатление на человека, к которому попадет ваше резюме. 

- Художественные: постановочные, артистические, стилизованные и приукрашенные каким-либо другим образом фотографии. Понятно, что подобные «шедевры» могут нравится вам самим или вашим друзьям, они даже могут быть действительно неплохими образцами электронного фотоискусства (хотя чаще всего, представляют из себя образчики полного отсутствия вкуса и чувства меры).

- Домашние: с детьми, животными, в халатах, тапочках, на постелях и тому подобное прочее. Если вы хотите устроиться домохозяйкой или сиделкой, то возможно, такая фотография поможет вам преуспеть в этом деле, во всех остальных случаях – однозначно нет.

- Смелые фото: в эту категорию попадает масса различных фотографических шедевров, которые пользователи обычно публикуют на своих страницах. Скорее всего, результатом будут совсем не те предложения, которые вы ожидаете получить.

- Фотография из паспорта: как правило, эти фото редко бывают удачными, а, кроме того, могут несколько не соответствовать вам по возрасту. И если для женщины подобная наивная попытка выглядеть моложе, чем она есть, вполне естественна, то мужчине она не добавит «очков», особенно, при подаче заявки на руководящую должность.

Личные достижения (Хобби и интересы)

Эти сведения являются необязательными, и часто используется, чтобы заполнить пустое место в конце резюме. Их также можно использовать, чтобы дать интервьюеру более полное представление о вас, а также, возможно, некую персональную информацию для обсуждения на собеседовании.

Эта графа включается в резюме при наличии таковых. В ней указывают ученые звания, грамоты, дипломы, другие свидетельства ваших заслуг. Не лишним будет упомянуть о своих достижениях на предыдущих местах работы: выполнение сложных заданий руководства, решение трудных проблем, успешное участие в неординарных проектах и др.

Личные достижения  — это неплохая возможность по манипулировать мнением потенциального нанимателя, поскольку без всякого зазрения совести Вы можете хвалиться успехами, что, несомненно, поднимет ваш рейтинг, а вот про все свои неудачи — забыть. Но, стоит задуматься, поверит ли работодатель вам на слово или потребует подтверждения сведений. Обычно менеджер по кадрам во время собеседования задает уточняющие вопросы (иногда весьма каверзные) по интересующей его теме — будьте готовы.

 Личные качества

Лучший выход - убедить работодателя в том, что недостаток опыта с лихвой компенсируют личные качества. В этом случае в резюме нужно ввести специальный пункт, не предусмотренный в стандартной схеме - личные качества. Постарайтесь избежать шаблонных подходов и аргументировано доказать работодателю свои преимущества.

Какие личные качества наиболее важны для работодателя? В зависимости от каждого конкретного случая они будут различаться, поэтому сперва составьте список наиболее предпочтительных качеств для вашей вакансии.

Например, коммуникабельность, открытость в общении — важное качество для всех специалистов, работающих с людьми: менеджеров, продавцов, специалистов в области PR, рекламы, офис–менеджеров, секретарей и так далее.

Инициативность и ответственность важны для кандидатов на управленческие должности.

Организаторские способности нужно специалистам, работающим с коллективами людей, руководителям, менеджерам.

Гибкость оценит руководитель с авторитарным стилем руководства, это качество также крайне нужно специалистам в области PR, для всех профессий, связанных с ведением переговоров.

Усилить благоприятное впечатление можно  с помощью использования в резюме рекламного лозунга, который настроит потенциального работодателя на позитивное восприятие информации. Например: «Ответственность и компетентность!»

Деликатно обыграв в своем резюме этот тезис, вам осталось лишь доказать, что ваши деловые качества на высоте, а необходимые практические навыки Вы в состоянии приобрести в сжатые сроки.

Зарплата

Строку, в которой вы укажете ожидаемый уровень зарплаты, потенциальный работодатель изучает в первую очередь. Наличие этой строчки в резюме экономит время - и ваше, и нанимателя, а также является первым критерием сортировки претендентов. Не стоит указывать некий интервал, например 150–200 у.е. - это может быть воспринято как неуверенность в себе, к тому же в любом случае работодатель примет во внимание меньшую цифру.

Отнеситесь серьезно к этой цифре: если требования к уровню зарплаты занижены, у нанимателя возникнут сомнения вашем профессионализме (или же без всяких угрызений совести он будет платить вам меньше), если же ожидания неоправданно завышены - ваше резюме отправится в корзину.

Многие руководства рекомендуют обязательно включать эту строчку в резюме, но практика показывает, что ее отсутствие не помешает работодателю заинтересоваться вашей кандидатурой. Если в резюме не указан уровень ожидаемой зарплаты, наниматель скорее всего подумает, что вы захотите обсудить с ним будущую зарплату (поторговаться). То есть, вы должны твердо ориентироваться в уровне зарплат для вашей специальности.

Как определить уровень зарплаты, на которую вы можете претендовать?
В первую очередь, расспросите знакомых, сотрудников и друзей по институту - это позволит вам сориентироваться, сколько же им платят. Не пугайтесь - «разброс» цифр может быть значительным: выше в совместных предприятиях и представительствах иностранных компаний, ниже в отечественных фирмах, и совсем мало - в государственных структурах.

Рекомендации

Обычно в резюме этот пункт не упоминают, поскольку практика рекомендаций в нашей стране не принята. Однако их наличие может сыграть решающую роль в вашей судьбе.  

Нет необходимости перечислять всех ваших рекомендателей в резюме, достаточно будет указать, что вы можете предоставить эту информацию по запросу. Если это ваша первая работа, в качестве рекомендателей, вы можете указать ваших преподавателей. Очевидно, что на эту роль необходимо выбирать не только тех людей, в чьих рекомендациях вы можете быть уверены, но и с учетом того, что ваш будущий работодатель сможет их легко найти.

Если вы претендуете на ответственную или руководящую должность, предоставление рекомендательных писем обязательно. Такое письмо может быть написано в свободной форме, обязательным условием является указание контактного телефона рекомендателя.
Рекомендации, не содержащие контактного телефона, могут не приниматься во внимание. Кстати, будьте готовы к тому, что наниматель обязательно позвонит к рекомендателю,  поэтому,  во-первых, заранее согласуйте с последним такую возможность, а во-вторых, задумайтесь о том, что доброго (плохого) он может о вас сказать.

Рекомендательные письма не получили широкого распространения в российской практике. На Западе работодатели просят предоставить не только характеристику с места работы, но и рекомендации от бывших коллег.

 

 

Hosted by uCoz